Татарстан хочет сказать в законодательстве старое слово. Арабское
18 февраля 2008 года

Речь идет о норме закона: "религиозные организации вправе иметь вакуфное имущество". Словами "вакф" (в переводе с арабского - "удержание") или "вакуфное имущество" в мусульманском праве обозначается имущество или капитал, которые передаются кем-либо мусульманской общине (умме) на определенных условиях. А именно, весь доход от вакуфа должен идти на религиозные и благотворительные цели - содержание мечети, медресе, священнослужителей, помощь беднейшим членам общины... - а само это имущество является неотчуждаемым, т.е. его нельзя, за редкими исключениями, продать. Институт вакуфа возник в Арабском халифате в VII - VIII вв. и всегда был, как обычно подчеркивали советские исследователи, "экономической основой огромного влияния мусульманского духовенства".

На самом деле обычай жертвовать церкви свое кровное "движимое и недвижимое" - по завещанию или при жизни жертвователя - существует в большинстве религий. Юридических препятствий для осуществления подобного замысла в российском законодательстве не существует. Уникальным вкладом мусульман в это дело является лишь сам термин "вакф".

И не что иное, как эта самая уникальность термина, и стало причиной прокурорского протеста. Поскольку вопросы собственности на имущество регулируются гражданским правом, а гражданское право находится всецело в ведении федерального законодателя, а в Гражданском кодексе РФ никакое "вакуфное имущество" не упоминается вовсе, следовательно, введя этот термин в республиканский закон в 1999 году, Госсовет РТ вторгся в пределы федеральной компетенции. И теперь должен поскорее вынести нестандартное слово из этих священных пределов туда, откуда принес...

Тем более что действующие нормы закона никак не мешают обставить любое пожертвование условиями использовать дар по определенному назначению и определенным образом. Например, некий обеспеченный бабай желает отдать общине свой домик в пригороде, счет в банке и пакет в уставном капитале симпатичного свечного заводика... Ай какое богоугодное дело, радуется коллектив! А бабай добавляет: но только, чур, имущество это не продавать, в доме устроить медресе, завод можно сдавать в аренду, а все доходы - исключительно на содержание медресе, зарплаты учителям и стипендии шакирдам. Вот, кажется, и вышел искомый классический вакф, пусть и не называемый по-арабски...

- В принципе, так, наверное, сделать можно, - оценивает подобный подход начальник правового управления Госсовета РТ Шакир Ягудин. - Но надо смотреть судебную практику...

В самом деле, по действующему закону, если условия, поставленные жертвователем, не исполняются (в доме живет неизвестно кто, доходы от заводика уходят неизвестно куда), то сам жертвователь или его наследники могут через суд забрать имущество обратно. А ведь вакуфное имущество в любом случае должно оставаться под контролем духовенства. Вакф, да не тот!

В итоге представители татарстанской власти решили понести это магическое слово другим путем - не из республиканского закона обратно в исторические хроники, а совсем наоборот: внести соответствующее понятие в федеральное законодательство.

На счастье, тот, выше которого нынче почти никого нет, а именно, "преемник" Дмитрий Медведев, является не только первым вице-премьером, но и председателем комиссии по вопросам религиозных объединений при федеральном правительстве.

- Когда в ноябре прошлого года Медведев посетил Казань и Российский исламский университет, он дал согласие обсудить этот вопрос, - рассказал "ВК" председатель Комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Госсовета РТ Разиль Валеев. - И в декабре (вскоре после получения протеста прокурора. - М.Ю.) председатель Духовного управления мусульман РТ Гусман-хазрат Исхаков и ректор РИУ Рафик Мухаметшин написали Дмитрию Медведеву письмо...

В письме муфтия и ректора - предложения узаконить понятие "вакф", внести в федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях" термин "вакуфное имущество", а в Налоговый кодекс (и это самое главное) - норму об освобождении этого имущества от налогообложения, как освобождается от него имущество богослужебного назначения... Ждут ответа.

- Может быть, стоит внести в федеральный закон понятие "неотчуждаемое имущество, пожертвованное для религиозных организаций", - предполагает председатель Совета по делам религий при Кабмине РТ Ренат Валиуллин, - тогда это может распространяться на все конфессии. ДУМ РТ уже разрабатывает проект устава организации "Вакф Республики Татарстан", президент республики поддержал инициативу создания Фонда вакуф.

- Имущество общинам жертвуется, но не может обрести статус вакуфного, - объяснил "ВК" суть проблемы 1-й заместитель муфтия Валиулла-хазрат Якупов. - А что слово нерусское... да через полгода все привыкнут, будет вполне русским словом! Это же, по существу, разновидность эндаумента - тоже нерусское слово, а все уже знают, что это целевой фонд для нужд благотворительности, для негосударственной поддержки, например, образовательных учреждений. Мы нуждаемся в том, чтобы этот доход был освобожден от налогов. Да, имущество богослужебного назначения налогами не облагается, но это только религиозные помещения и тому подобное... Но особенность, которая есть только в исламе: если вакуфное имущество - например, квартира - сдается в аренду, то доход должен быть направлен на нужды общины весь, целиком.

"Сейчас государство заинтересовано в развитии традиционных религий. Мне кажется, что такая поправка к закону должна пройти, - прогнозирует Валиулла-хазрат юридические перспективы вакуфа. - Ведь и в Российской империи, хоть это и была православная империя, в государственных бумагах писали слово "вакф"..."

В Российской империи первое писаное и имеющее силу закона положение о вакуфах вышло в 1827 году "для татар-поселян - владельцев земель в Таврической губернии". В дальнейшем государственное признание вакуфа распространилось с этой южной окраины на некоторые другие: Туркестан, Закавказье... Во "внутренней России" и в Сибири вакуфы фактически были, а вот вместо слова "вакф" в официальных бумагах обычно предписывалось употреблять цивильный термин "пожертвованное имение". В разное время это имущество то не облагалось налогами, то облагалось.

Вакуфы, кстати, были не только духовные (о каких сейчас идет речь), но и частные: жертвователь мог передать имущество или денежный капитал в пользование определенной семьи, а когда облагодетельствованный таким образом род пресекался, это добро отходило казне. Изначально оба эти вида вакуфов находились под контролем духовенства.

Однако издавна известно: что бы ни контролировали в России и кто бы ни контролировал, а контроль все равно оставался самым слабым местом любого процесса. Уже лет через 50 после первого положения о вакуфах в той же Тавриде вышел форменный скандал. Частные вакуфы, которым приходило время отойти в казну, неисповедимыми путями рассасывались по новым предприимчивым собственникам - министерству госимуществ не доставалось ничего. Не справилось Таврическое магометанское духовное собрание и с контролем над духовной недвижимостью. Вместо того чтобы стать твердой финансовой опорой мусульманских общин, вакуфный фонд расхищался, вакуфные земли сдавались в аренду за копейки, за этими имениями накопились большие недоимки... Наконец, пишет казанский историк Ильдус Загидуллин, муфтий и члены Духовного правления были обвинены в злоупотреблениях и привлечены к уголовной ответственности.

В общем, над контролером-духовенством были поставлены государственные контролеры. Но и сами губернаторы, в том числе и казанский, порой путались, можно ли у них на подведомственной территории учреждать вакуфы или существование вакуфов у них вовсе законом не установлено... Словом, и век назад ясности с этим делом было не намного больше, чем теперь.

Но административный ресурс тем не менее (а вернее - тем более) действовал без осечки. Например, пишет тот же исследователь, властями Казанской губернии было дано согласие на то, чтобы завещанные купцом Джиганшей Усмановым на богоугодные дела 5 тыс. рублей пошли на постройку в Казани медресе, а доход от завещанных им же восьми лавок на Тихвинской улице (часть нынешней Тукая) - на содержание этого медресе... но с непременным условием: чтобы здесь преподавали русский язык. С таким же условием было утверждено завещание купца Абдулвалея Чукина, жертвовавшего на обучение сирот и детей беднейших мусульман.

Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань"